Любопытная книга от одного из самых известных французских общественных мыслителей ХХ столетия. Хотя на первый взгляд кажется, что такая книга легко устаревает, поскольку написана по горячим следам специальных философских и политических дискуссий (к тому же, имевших место более полувека назад), на самом деле ее значимость со временем не очень пострадала со времен завершения Холодной войны. Причин тому две. Во-первых, содержание книги. Во-вторых, ее автор.
Раймон Арон – это важная фигура в общественно-политической жизни Франции в середине – второй половине ХХ века. Впервые о нем заговорили (преимущественно в академических кругах) в конце 1930-х, после выхода его книги по философии истории. В годы войны он сотрудничал с людьми Шарля де Голля, а в послевоенное время написал целый ряд работ, важных для политической и социологической наук (не считая сотен статей, колонок и заметок в прессе). Эта книга – не из самых известных работ Арона (насколько знаю, она даже не переводилась на другие языки), о чем можно только пожалеть. По форме это сборник очерков (многие из которых – переработанные статьи), посвященных критике французского марксизма в лице трех его крупных представителей: Жан-Поля Сартра (в представлении не нуждается), Мориса Мерло-Понти (крупный философ-феноменолог послевоенного времени) и Луи Альтюссера (марксистский структуралист, получивший известность в 1960-е гг.). В этих критических заметках важно не только то, что Арон подвергает критике, но и то, с каких позиций он это делает. Он направляет свои главные удары против Сартра и особенно Альтюссера, хотя предмет атаки каждый раз отличается, поскольку оба пишут хотя и с марксистских позиций, но о разных вещах. Арон не видит какого-либо особого смысла в сартровской попытке объединить марксизм и экзистенциализм, хотя бы потому что Сартр в любом случае остается непоследовательным (к Мерло-Понти это относится в меньшей степени, хотя и он страдает резким «перекрашиванием» своих идеологических позиций). Кроме того, Сартр имеет весьма смутное представление о диалектическом и историческом материализме в его советском варианте, и сартровский анализ основных категорий марксизма также неудовлетворителен. Но интереснее всего читать критику Альтюссера, поскольку здесь Арон очень много времени посвящает прояснению ошибок структурализма вообще, а не только в конкретной альтюссеровской работе. Чтобы рассказать обо всем этом подробно, необходимо больше места, поэтому стоит ограничиться коротким резюме. Книга весьма интересна, прежде всего тем, что дает возможность ухватить интеллектуальный zeitgeist 1950-х и 1960-х годов во Франции, и увидеть, как совершалось становление «структурализма» и какие видоизменения происходили с ведущими левыми интеллектуалами того времени.
R. Aron. Essai sur le marxisme imaginaire (1969)