Тексты

Д. Лукач. История и классовое сознание (1923)

Дьёрдь Лукач - самый известный венгерский философ ХХ века, и один из важнейших марксистских мыслителей в Европе вообще. Он написал огромное количество статей и немало капитальных монографий по широкому спектру тем - от теории искусства до истории немецкой философии. "История и классовое сознание" - первая (и самая известная) крупная книга Лукача, изданная в начале 1920-х годов, и немедленно обратившая на себя внимание европейских интеллектуалов всех течений, но прежде всего, конечно, марксистов.
Хотя с формальной точки зрения эта книга - не более чем собрание различных эссе, объединенных сквозной темой (а именно - проблемами исторической диалектики в марксизме), в ней прослеживается очень последовательно проведенное единство темы, методологии и содержания, превращающее набор текстов в исключительно цельное и логически выверенное содержание.
Во всей книге есть лишь одно эссе, написанное специально для сборника - и это, вероятно, самое известное произведение Лукача, посвященное исторической диалектике в ее марксистском варианте. Любопытно, что книга, не имея деления на части, фактически легко может быть разделена на две примерно равные части - в первых трех статьях (об ортодоксальном марксизме, о классовом сознании и о Розе Люксембург) затрагиваются темы, блистательно раскрытые в центральном по значению материале - четвертой главе книги под названием "Овеществление и сознание пролетариата", в которой Лукач описывает ограниченность буржуазного мышления, его причины (от экономических до онтологических) и раскрывает историческое значение становления пролетарского сознания как предпосылки для мировой революции. Некоторые из этих мыслей Лукач более подробно разовьет в поздней своей книге - мощнейшей по глубине работе, посвященной молодому Гегелю. Последующие четыре главы (о функциях исторического материализма, о проблеме легальности и нелегальности, о взглядах Розы Люксембург на русскую революцию и о вопросах партийной организации) выглядят как приложения к тексту об овеществлении, поскольку почти все они раскрывают более подробно какие-то аспекты диалектики, затронутые Лукачем ранее.

Одна из самых примечательных вещей в книге - то, как Лукач активно использует категорию "тотальности", заимствуя ее не столько у Маркса или Энгельса, сколько у Гегеля, хотя и в несколько переработанном виде. Одна из самых важных линий аргументации в ходе обоснования всемирной исторической значимости марксизма - именно та, что в марксизме находит свое наиболее полное воплощение понимание общества как органической тотальности, обладающей собственной политической, культурной и, прежде всего, экономической динамикой. Именно точка зрения тотальности, подчеркивает Лукач, выделяет марксистов на фоне всех остальных идеологических течений, именно она дает им подлинное понимание экономики как основополагающей категории общественного бытия, имеющей характер не вечных и неизменных законов (как это принято считать у носителей буржуазного сознания), но исторически обусловленной практики, имеющей начало и конец. При этом, что очень интересно, Лукач в предисловии к переизданию 1967-го года подробно объясняет, почему эту главу (равно как и всю книгу) не стоит принимать в качестве безоговорочно верной - это поразительно, особенно если учесть, насколько точно Лукач описал особенности марксизма, в первую очередь его сильные стороны. Лукач постоянно подчеркивает, что в этих работах он находится под сильным влиянием Гегеля, а не Маркса, и это искажает собственно марксистскую перспективу его текста. Можно, конечно, понять, по каким причинам Лукач, живя в 1960-е годы в социалистической Венгрии, едва избежав тюрьмы после событий 1956 года, мог написать подобное, но в любом случае настолько явный отказ от своей же, причем очень детально обоснованной, точки зрения выглядит странно. И да, Лукача можно критиковать по очень многим позициям, даже с точки зрения марксизма, но все это не отменяет того, что его работа внесла очень большой вклад в развитие не только марксистской философской теории, но и в развитие философии вообще, независимо от того, насколько сам Лукач оценивал позднее верность своих же слов.

Gyorgy Lukacs. Geschichte und Klassenbewusstsein: Studien uber marxistische Dialektik (1923)

Д. Лукач. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике (1923)
Рецензии
Made on
Tilda