Тексты

L. Goldmann. Immanuel Kant (1967)

Очень интересное авторское введение в кантовскую философию, написанное достаточно известным французским марксистом. Эта книга имеет не меньше трех вариантов названия, и впервые была издана еще в 1945-м на немецком языке в Швейцарии; через пару лет вышло первое французское издание, со слегка измененным названием, затем в 1967-м появилось второе, расширенное и переработанное издание под титулом "Введение в философию Канта", с которого был в 1971-м сделан перевод на английский язык (причем в переводе книга называется просто "Immanuel Kant", что может дать неверное представление - на самом деле говорится в ней больше о философии Канта, чем собственно о нем самом).
Люсьен Гольдман - это вообще интересный автор, много занимавшийся марксистской теорией в ее различных аспектах: он писал, например, про сопоставление хайдеггеровских и лукачевских позиций, занимался социологией литературы и научного знания, искал пути сближения персонализма и марксизма - короче говоря, оставил значительное интеллектуальное наследие (во Франции, по крайней мере). Работа про Канта была первой книгой Гольдмана, переработанной из его диссертации, и здесь он обозначает многие проблемы, к которым позднее вернется в последующих текстах. Если говорить о ключевой теме гольдмановской книги, то я бы сказал, что его работа - это введение в философию Канта, помещенное в контекст марксистской мысли (причем неортодоксальной ее версии). В этом Гольдман напоминает другого французского мыслителя (тоже имевшего эмигрантское прошлое, и тоже прибывшего во Францию из Восточной Европы) - А. Кожева, который в 1930-е годы на своем семинаре провел блестящий анализ гегелевской философии, отталкиваясь от хайдеггеровских и марксистских концепций. Это сходство стало для меня главным сюрпризом при чтении книги - есть целые главы, которые словно бы написаны Кожевым (или, по крайней мере, очень в кожевском стиле, движение мысли удивительно аналогично). Для Гольдмана ключевая категория, с помощью которой он анализирует кантовские идеи - это "тотальность", понимаемая как диалектическое единство Человека и Вселенной: именно в философии Канта, как показывает Гольдман, идея тотальности впервые возникает и принимает знакомые нам очертания, что дает возможность всем последующим авторам развивать кантовские темы, поднимая их на качественно новый уровень (среди таких авторов Гольдман называет, что очевидно, Гегеля, Маркса и Лукача - и сам показ трансформации немецкого идеализма в диалектический материализм тоже очень важная тема в гольдмановской работе, хотя она и не проработана детально). Вся книга делится на две части, первая из которых носит по большей части вводный характер, в то время как вторая рассматривает три великих критических произведения кантовской философии. В первой части Гольдман дает прекрасный социологический и культурный анализ того контекста, в котором жил и работал Кант, сопоставляя интеллектуальный климат Англии, Франции и Германии XVIII века, взятый в экономическом контексте (не забываем, что автор - марксист), и объясняет концептуальные рамки своей работы (говоря о категории тотальности и ее значении для философии вообще и кантовской мысли в частности), после чего кратко рассматривает основные работы докритического периода. Здесь наиболее интересна как раз вторая глава - о тотальности как важнейшем философском понятии современной эпохи (начавшейся, само собой, с кантовской философии). Во второй части Гольдман обсуждает в основном три главные работы Канта, однако предварительно он резко критикует неокантианское движение начала ХХ века, полагая, что его представители совершенно ошибочно интерпретируют Канта, и своими прочтениями только затуманивают истинное значение его философии для будущих поколений. Гольдман также делает несколько замечаний о кантовской терминологии и, что самое любопытное, связывает кантовские идеи с процессом овеществления, описанном у Лукача (для меня это самая неожиданная и потрясающая часть книги). Далее начинается подробное рассмотрение "Критики чистого разума", "Критики практического разума" и "Критики способности суждения", причем в анализе главного вопроса последней ("На что я могу надеяться?") Гольдман специально выделяет три ответа, соответствующие трем формам времени: Настоящее - Красота (эстетическая теория Канта), Вечность - Бог, бессмертие (религиозная философия Канта), Будущее - История (философия истории Канта). В целом - очень интересная книга, честно говоря, даже превосходящая мои ожидания. Ее ценность именно в ее авторском характере: есть много биографий и интеллектуальных биографий Канта, но концептуальных текстов, которые бы оценивали кантовскую философию в каком-то специфическом контексте, не так много, насколько я знаю. И, во всяком случае, эта книга - прекрасный пример того, как можно написать введение в мысли философа так, что оно само станет философией.
Lucien Goldmann. Introduction a la philosophie de Kant (1967)
Рецензии
Made on
Tilda